Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью

Утверждаю:
Директор МКОУ «Саргаинская СОШ»
Поляков Ю.О.
Приказ № 46

от 31 августа 2017г.

Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для
детей с умственной отсталостью легкой
степени
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Саргаинская средняя
общеобразовательная школа»
Саргаинский детский сад

п.Саргая
2017г.

Содержание

№

Разделы

Стр.

1

Введение.

3

2

Пояснительная записка.

4

3

Цели и задачи программы.

5

4

Принципы и подходы к реализации программы.

6

Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью
легкой степени.
5

8

6

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной
программы дошкольного образования .

10

7

Реализация образовательной деятельности по образовательным областям.

12

8

Особенности организации образовательного пространства для детей с легкой
12
степенью умственного развития.

9

Основные направления и формы работы с семей

18

Содержание коррекционной работы .
10

25

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
11

28

2

Введение
Основным документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении является основная образовательная Программа.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования самостоятельно
разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью легкой
степени и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования. Для составления адаптированной образовательной программы
использовалась специальная программа: «Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.
Д.
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми,
имеющими умственную отсталость легкой формы. Программа отражает современное понимание
процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях
развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни
ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его
способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с умственной
отсталостью в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на: создание условий развития ребенка с умственной отсталостью,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

3

Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа создана для детей с легкой умственной
отсталостью, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному
образованию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении
САНПиН» 2.4.3049-13)
В программе отражаются концептуальные положения Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования,
разработанной на основе ФГОС специальной программы: «Программа воспитания и обучения
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А.
П., Соколова Н. Д.
Методическими рекомендациями по проведению образовательных учреждениях, разработанные
НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО.
Особенностями индивидуального развития детей и потребностями родителей, социума, в котором
находится дошкольное образовательное учреждение.

4

Цели и задачи Программы

Цели программы - создание оптимальных условий для образовательного процесса,
способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными
потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов,
адекватному включению их в окружающую социальную среду.
Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и
образовательные задачи.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медикопсихолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации
индивидуальной программы развития ребенка и постановки дальнейших задач по коррекции.
Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение
родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность
взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим
его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами
дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.
Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных
представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности,
формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

5

Принципы и подходы к реализации Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными
Федеральным государственным образовательным стандартом:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,
при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми;
- обеспечивает реализацию принципа целостности, комплексности педагогических процессов,
который выражается в непрерывности образовательного процесса и предполагает тесное
взаимодействие всех сотрудников ДОУ.
- предполагает реализацию принципа концентричного обучения, который заключается в
повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое
на следующем этапе развития;
- обеспечивает взаимосвязи теории с практикой, позволяющей формировать у детей умение
применять свои знания в повседневной жизни;
- соответствует принципу индивидуально – личностной ориентации
воспитания,который предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не
окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его
развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного
режима.
 строится на основе принципа активного обучения, когда в образовательном процессе
используются активные формы и методы обучения, способствующие развитию у детей
самостоятельности, инициативы и творчества.

Для успешной деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, для
достижения максимальной эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми
учитываются:
- особенности психофизического развития и возможности детей;
- структура отклоняющегося развития и степень умственной отсталости;
- знания о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;
- возраст ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности
пребывания в данном учреждении;

6

-синхронизирование процессов обучения, коррекции и воспитания, сделать их
взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное,
речевое и художественно-эстетическое развитие детей;
- осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по
вопросам воспитания, обучения и развития детей.

7

Принципы построения коррекционной работы:
системный подход в реализации задач;
единство обследования и коррекции развития ребенка;
развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития;
целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического,
духовного здоровья;
интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического
процесса;
принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и
разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных
особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных
образовательных потребностей каждого ребенка);
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием
успешности специального образования является обеспечение условий для самостоятельной
активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально
активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем
социальных услуг;

Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью
Основными участниками образовательных отношений являются:
воспитанники,
педагогические работники,
родители (законные представители) воспитанников.

Возрастные и индивидуальные особенности и специфические образовательные
потребности детей с умственной отсталостью воспитывающихся в образовательном
учреждении
Дети с нарушением познавательной деятельности – это дети у которых в результате
органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития
психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия,
произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей
психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических
повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не
только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный
характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их
высшей нервной деятельности.

8

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г. Морозова),
которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают
потребность в познании.
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части
в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего
понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают
правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п.
Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно
позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать
цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко
проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга
и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.
Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и
слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу,
не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом
самоконтроле.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная
смысловая память у умственно отсталых слабо развита.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. У детей с
умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия —
представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные
нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности
умственно отсталых.
Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо
достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью,
неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции
несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются
недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является
нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают
все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются
различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена
потребность в речевом общении.
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной
деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.
Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является
неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех —
слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых
эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной
эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические
эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

9

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий
характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития
(генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью легкой
степени
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с легкой
умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от
нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и
осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической
деятельности ребёнка. Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
Исходя из вышеизложенного приоритетным направлением деятельности образовательного
учреждения по реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного
образования является осуществление деятельности по созданию оптимальных условий
полноценной коррекции и компенсации имеющихся нарушений у детей в интеллектуальной,
речевой и личностной сфере.

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
дошкольного образования
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения
детей с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Предметные результаты освоения Программы включают освоенные воспитанниками знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет
первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и
старается соблюдать их.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает
речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть
рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими
группами.

10

- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться
под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в
театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,
аппликация).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег,
лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым
содержанием, несложными движениями.

11

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с
умственной отсталостью в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
-«Социально-коммуникативное развитие»,
-«Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
-«Художественно-эстетическое развитие»,
-«Физическое развитие».

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с
обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.

Реализация образовательной деятельности по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени
дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

№
п/п

1

Образовательные
области

Социальнокоммуникативное
развитие

Цель, решаемая данной
областью
Овладение навыками
коммуникации и обеспечение
оптимального вхождения
детей с легкой степенью
умственной отсталостью в
общественную жизнь
12

Задачи
формирование у ребенка
представлений о самом себе
и элементарных навыков для
выстраивания адекватной
системы положительных
личностных оценок и
позитивного отношения к

себе;
формирование навыков
самообслуживания;
формирование умения
сотрудничать с взрослыми и
сверстниками; адекватно
воспринимать окружающие
предметы и явления,
положительно относиться к
ним;

2

3

4

Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Формирование
познавательных процессов и
способов умственной
деятельности, усвоение
обогащение знаний о
природе и обществе;
развитие познавательных
интересов.

формирование и
совершенствование
перцептивных действий;
ознакомление и формирование
сенсорных эталонов;
развитие внимания, памяти;
развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления.

формирование структурных
компонентов системы языка —
фонетического, лексического,
Обеспечивать своевременное грамматического;
и эффективное развитие речи
как средства общения,
формирование навыков
познания, самовыражения
владения языком в его
ребенка, становления разных
коммуникативной функции —
видов детской деятельности,
развитие связной речи, двух
на основе овладения языком
форм речевого общения —
своего народа.
диалога и монолога;

формирование у детей
эстетического отношения к
миру, накопление
эстетических представлений
и образов, развитие
эстетического вкуса,
художественных
способностей, освоение
13

В этом направлении решаются
как общеобразовательные, так
и коррекционные задачи,
реализация которых
стимулирует развитие у детей с
ОВЗ сенсорных способностей,
чувства ритма, цвета,
композиции; умения выражать

различных видов
художественной
деятельности.

в художественных образах свои
творческие способности.
формировать у ребенка
осознанное отношение к своим
силам в сравнении с силами
здоровых сверстников;

5

развивать способность к
преодолению не только
физических, но и
психологических барьеров,
препятствующих полноценной
совершенствование функций жизни;
формирующегося организма,
формировать компенсаторные
развитие двигательных
навыки, умение использовать
Физическое развитие навыков, тонкой ручной
функции разных систем и
моторики, зрительноорганов
пространственной
координации.
вместо отсутствующих или
нарушенных;
развивать способность к
преодолению физических
нагрузок, необходимых для
полноценного
функционирования в обществе;

14

Описание методов и средств реализации Программы

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от
контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных
особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и
интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в
процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время
для занятий учебно-тренирующего характера.
Организованная образовательная деятельность:
















игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые,
подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игрыдраматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание
и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных
энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного
содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и
событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;
создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового
помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
экспериментирование, конструирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного
искусства, книг с иллюстрациями, репродукций
произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и
др.), выставок детского творчества, уголков природы;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к
знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов
(деревьев, цветов, предметов быта и пр.),произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств
выразительности;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по
замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку,
на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к
художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие
задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры,
связанные с восприятием музыки;
физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических
упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования),
контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры
и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских
стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок,
потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с
элементами движений.

15

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук
прохладной водой перед каждым приёмом пищи, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым
дорожкам после сна, контрастные ножные ванны летом), утренняя гимнастика, упражнения и
подвижные игры во второй половине дня;
социально – коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных
моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания,
дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке
инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и
упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного
поведения при проведении режимных моментов;
познавательное развитие, речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные
диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные
разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой
активности детей; обсуждения ( пользы закаливания, занятий физической культурой,
гигиенических процедур);
художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в
игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении
утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире,
к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих
помещений, предметов и игрушек.

Самостоятельная деятельность детей:
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные
игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
социально – коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды
самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательное развитие, речевое развитие: самостоятельные игры по мотивам художественных
произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно - ролевые игры,
рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок»,
развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие
пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);
художественно – эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно
рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривание
репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных
инструментах (бубен, барабан, колокольчик и др.), слушать музыку.

16

Особенности организации образовательного пространства для детей умственного
развития легкой степени

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит воспитателю.. Занятия с
детьми проводятся воспитателем в соответствии с учебным планом.
Музыкальный руководитель организует работу по музыкальному воспитанию детей с учетом их
индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателем.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды
Образовательная среда для детей с умственной отсталостью легкой степени предполагает
специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное
пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для
удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном
развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя
обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции,
развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению
средствами.
Пространство для образовательной деятельности организовано в виде хорошо разграниченных
зон («центр для работы с песком», зона для индивидуальной и подгрупповой деятельности,
сенсорный уголок), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
развивающее оборудование, дидактические пособия и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игровой материал — обеспечивает максимальный
для данного возраста развивающий эффект.
Оснащение уголков меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного
процесса.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция соответствуют общим
закономерностям развития ребенка на данном возрастном этапе, способствуют решению
развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, познавательноисследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы), отвечают
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.

17

Основные направления и формы работы с семьей

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются
основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто
невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями совместное воспитание и развитие
дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Организации работы с семьёй по ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития.
Работа с родителями, организованная на базе ДОУ имеет:
-дифференцированный подход,
-учитывает микроклимат семьи,
-учитывает родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ,
-способствует повышению культуры педагогической грамотности семьи.
В ходе сотрудничества с родителями педагоги ДОУ в соответствии с ФГОС стремятся:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих
реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями на базе нашей образовательной организации
реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания, групповые консультации;

18

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог
относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в
знаниях, использует методы активизации. К нетрадиционным формам, организованным на
базе образовательной организации относятся четыре группы:
информационно-аналитические;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов
родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из
анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его
предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование,
информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать
теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и
родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в
группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года»,
«Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», ежемесячные «Спортивные праздники»,
участие в тематических проектах и др.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения.
Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и
вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как
начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют
полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в
условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в
ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации,
вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы,
на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном
учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.
В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования
педагогической рефлексии.

19

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательные
области

Направления работы
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного
воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и
бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей)
в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания
социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка
для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и
этнической принадлежности.
Заинтересовывать в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного
поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия
деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка
людей из контекста развития. Создавать мотивацию к сохранению
семейных традиций и зарождению новых.

Социальнокоммуникативное
развитие

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с
незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе
освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене
воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе
проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве,
программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в
воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации
воспитательных воздействий.
Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае
непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои
фамилию и имя; при необходимости - фамилию, имя и отчество
родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам
экстренной помощи - «01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему
границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного
поведения во время отдыха. Помогать планировать выходные дни с
детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие
формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных

20

ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.
Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям
соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное
отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с
ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению
здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по
проблеме безопасности детей дошкольного возраста. Изучать традиции
трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях
воспитанников.
Знакомить с возможностями трудового воспитания в семье и детском
саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи
взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с
лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством
выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и
профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать
внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей
интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых
традиций, сложившихся в семье, а также родном городе.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с
детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей
формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению
чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального
развития ребенка в семье и детском саду.

Познавательное
развитие

Ориентировать на развитие у ребенка потребности к познанию,
общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на
ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы
посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов,
размышлений, чтения художественной и познавательной литературы,
просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения
разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и
ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

21

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать
внимание родителей на возможности развития коммуникативной
сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для
общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые
события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и
трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать ценность диалогического общения с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена
информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения,
используя семейные праздники, коммуникативные тренинги и другие
формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого
общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать
ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать
взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать,
как легче решить конфликтную ситуацию.

Речевое развитие

Привлекать к разнообразному по содержанию и формам
сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских
клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных
номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов
детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с
детьми в соответствии с познавательными потребностями
дошкольников.
Показывать ценность домашнего чтения, выступающего способом
развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного
творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг
семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления
ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса
ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при
организации семейных театров, вовлечения его в игровую
деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе
художественных и мультипликационных фильмов, направленных на
развитие художественного вкуса ребенка.

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать
Художественнородителям актуальность развития интереса к эстетической стороне
эстетическое развитие окружающей действительности, раннего развития творческих
способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а
также близлежащих учреждений дополнительного образования и
22

культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную
деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки
семейного художественного творчества, выделяя творческие
достижения взрослых и детей.
Привлекать к активным формам совместной с детьми деятельности,
способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в
художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи,
скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам.
Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий,
декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка
на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу
увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных
искусств, выставочных залов, детской художественной галереи,
мастерских художников и скульпторов.
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также
близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в
музыкальном воспитании детей.

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка. Информировать о факторах, влияющих на физическое
здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание,
движения). Рассказывать о действии негативных факторов
(переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих
непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять
и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Физическое развитие

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение
литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья,
просмотр соответствующих художественных и мультипликационных
фильмов.
Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в
детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий,
ориентированных на оздоровление дошкольников.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
«уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах,
рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в
семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями
занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные
23

секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать
родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а
также районе, городе).

24

Содержание коррекционной работы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Основные коррекционно-развивающие задачи:- формирование умения сотрудничать со
сверстниками и взрослыми;- формирование интереса к игровой деятельности;- формирование
первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях,
проявлениях и др.);
По формированию умения сотрудничать со взрослыми: Воспитывать у детей потребность в любви,
доброжелательном внимании взрослых и сверстников. Формировать у детей умение видеть
настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость,
огорчение), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
Продолжать учить понимать обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений.
Поощрять стремление детей совершать отражательные действия за взрослым. Учить
сопровождать игровую деятельность словами и репликами.
По формированию первичных личностных отношений:
Формировать у детей умение называть свое имя и свою фамилию, имена близких взрослых и
сверстников. Учить называть свой возраст. Формировать у детей потребность, способы и умения
участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной,
физкультурной и т. д.)
Образовательная область «Познавательное развитие».
Основные коррекционно-развивающие задачи:- сенсорное развитие;- развитие мелкой моторики и
конструктивной деятельности;- формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей. По формированию навыков тонкой моторики и сенсорному развитию:
Развитие зрительного восприятие. Развивать умение смотреть на предмет и изучать его взглядом
(неподвижный, передвигающийся в пространстве); умение изучать взглядом сюжетную картинку.
Учить сличать и объединять предметы по признаку цвета. В паре из двух предметов учить
выбирать большой и маленький. Развивать термическое восприятие, учить различать твёрдые и
мягкие предметы, шереховатые и гладкие; из группы предметов отбирать одинаковые; находить
один и много предметов.
По формированию целостной картины мира: Учить детей соотносить явления окружающей
действительности и деятельности человека (пошел снег – дворник расчищает дорожки, человек
заболел – обращается к врачу и т. д.) Формировать временные представления: лето, осень, зима,
весна; время суток: ночь, день. Узнавать на фотографии и в окружении членов своей семьи, знать
их имена. Продолжать учить адекватно вести себя во время режимных моментов.
По развитию конструктивной деятельности: Поощрять исследовательский интерес, проведение
простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты
(тонет – не тонет, рвется – не рвется).
Образовательная область «Речевое развитие».
Основные коррекционно-развивающие задачи:- понимание обращённой речи взрослого в виде
поручения, вопроса, сообщения;- формирование у детей коммуникативных способностей..Умение
слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем говорят.
Учить детей слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо
от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца. Развивать умение в

25

течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине;
умение слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые вопросы. Умение выбирать из
нескольких предметов то, что нужно
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям
художественные и познавательные произведения. Формировать понимание прочитанного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Основные коррекционно-развивающие задачи:- приобщение к миру художественной литературы;умение слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем читают, рассказывают;- развитие
эмоционального отклика на услышанное;- пробуждение у детей интереса к музыкальным
занятиям;- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);- развитие
эмоционального отклика на продукты детского творчества.
Музыка
Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям. Накапливать музыкальные впечатления,
развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку. Приучать подпевать
слова отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого.
Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу,
собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу. Учить водить хоровод,
выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием
звучания музыки. Менять движения в танце или игре по указанию воспитателя или в соответствии
с ярко выраженной сменой частей музыки во показу воспитателя. Развивать диатонический,
тембровый, ритмический слух.
Рисование
Учить правильно держать кисть, учить набирать краску на кисть. Учить различным приемам
рисования; всем ворсом, примакиванием, кончиком кисти. Воспитывать аккуратность при работе с
краской. Продолжать учить оказывать посильную помощь в уборке после занятия: убирать,
протирать, складывать оборудование. Продолжать развивать мелкую моторику рук детей,
знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой,
кусочком поролона).
Лепка
Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к лепке.
Учить детей по словесной инструкции педагога лепить предметы. Учить детей работать аккуратно;
после занятия протирать доски. Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с
пластилином.
Аппликация
Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
Учить самостоятельно работать с кистью, клеем. Учить детей соотносить предмет, картинку,
слово. Учить использовать в аппликации другие материалы: сухие листья, семена. Продолжать
учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.
Образовательная область «Физическое развитие».
Основные коррекционно-развивающие задачи:- создание условий, необходимых для защиты,
сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;- воспитание

26

культурно-гигиенических навыков;- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих
технологий в педагогический процесс;- учить детей выполнять движения и действия по
подражанию взрослому,- воспитывать интерес к участию в подвижных играх;- учить детей ползать
по ковровой дорожке, доске, проползать под дугой, веревкой.
По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:Продолжать под
руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с
использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими
упражнениями. Обеспечить пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом
дня.Организовать и проводить различные подвижные игры. Обеспечить полноценное питание,
витаминизацию.
По формированию культурно-гигиенических навыков:Продолжать приучать детей следить за
чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Закреплять умение самостоятельно одеваться и
раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные
места).Продолжать совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться ложкой; есть
аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом).
По включению оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий:
Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (ежедневно
проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8-10 минут). Во время непосредственно
образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3
минуты.
Использовать различные виды гимнастики в коррекции моторных функций, снятия психического и
мышечного напряжения (пальчиковая, дыхательная гимнастика, двигательные разминки,
упражнения для релаксации и т.д.).

27

Показатели результативности и эффективности
коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы
рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений детей с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для
детей с ОВЗ (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие
соответствующих материально-технических условий);
— увеличение доли педагогических работников ДОУ, прошедших специальную подготовку и
обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики
детей с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
— другие соответствующие показатели.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение "Д Укромное
© Конструктор сайтов

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».